Взлетевшие в феврале 2022 года цены на автозапчасти вызвали панику не только у автовладельцев, но и у самих продавцов. Боясь дефицита и дальнейшего подорожания люди кинулись покупать детали и расходники про запас. Прошло несколько месяцев, экономическая ситуация и курс рубля более-менее стабильны, а приведёт ли это к понижению стоимости запчастей и сокращению их дефицита?
Февраль этого года всерьёз ударил по экономике РФ: курс рубля превысил сотенную отметку и не собирался останавливаться. Торговцы российской и импортной продукцией моментально повысили цены в два, а то и три раза. Паника и скупка всего что нужно и не нужно только провоцировали непорядочных торговцев всё больше задирать цены.
Однако, всякая буря рано или поздно заканчивается. Завалы очищены, налажены новые связи, найдены новые поставщики дефицитных товаров. Конечно снижение цен идёт медленнее, чем их рост, но всё же мы наблюдаем уменьшение на 30-40% во многих отраслях. Причина такой щедрости продавцов отнюдь не в добросердечном отношении к народу, а в сложившейся для бизнеса ситуации.
Как формируется цена любого товара, будь это хоть колбаса хоть свечи зажигания? К стоимости изготовления прибавляем транспортные расходы и собственную наценку продавца. Производители запчастей редко реализуют продукцию напрямую, намного проще найти представителя, который будет заниматься дальнейшей продажей оптовикам, которые перепродадут розничным торговцам. В итоге получаем цепочку из нескольких элементов, желающих получить прибыль: производитель, представитель, оптовик, торговая точка. Логично, что если один повышает стоимость товара, следующее звено в свою очередь сделает то же самое. Таким образом цена вырастает в несколько раз.
Противоположный ход событий протекает более медленно: изготовитель снижает цену, дистрибьютор начинает понижать её с последующей поставки, опт - ещё через одну, розничный магазин поступает также. Всё это работает при условии стабильности спроса. Попросту, если старый завоз покупают, чтобы были средства на новую закупку. А в сложившейся в данный момент ситуации спрос застопорила невероятно завышенная цена. А всем участникам рынка жизненно необходимо реализовывать свой товар, чтобы остаться на плаву. Всем нужно выплачивать аренду, зарплату, прочие издержки. И единственный выход - это снизить цену для получения стабильного спроса.
Чтобы минимизировать ущерб от временных задержек между звеньями цепи поставок, организуют скидки с определёнными условиями, к примеру, нужно купить на определённую сумму либо только сегодня, либо купите один товар и получите другой в подарок или по сниженной цене. Большие скидки связаны только с возможностями покупателей: высокий рост цен привёл к тому, что постепенное понижение может означать полную ликвидацию нескольких элементов цепи. Работа месяцами без прибыли и оборотных средств может обернуться банкротством организации. Поиск новых средств на стороне - процесс довольно долгий и хлопотливый, потому сразу минус 30-40 процентов.
Механизм работы рынка таков, что основа его - покупательский спрос. Есть спрос, есть и предложение. Однако непомерная алчность может попросту его задавить. Кроме того, существует ещё конкуренция, поэтому и снижение цен будет продиктовано спросом, иными словами самими покупателями.